Мы такие разные

Активная мама и медлительный малыш, мама, мечтающая об уединении, и ребенок, готовый обнять мир. Несовпадение темпераментов может сильно осложнить отношения детей и родителей. О том, как избежать этого, мы и поговорим.

Темперамент — это тип высшей нервной деятельности, определя­ющийся реакцией на внешние и внутренние раздражители. Одни обижаются на все подряд, вторые обладают слоновьей кожей. Третьи вспыхивают, как спички, четвертые никогда не повышают голос. Кто-то склонен к эмоциональным скач­кам, кто-то, наоборот, надолго “зависает” в одном состоянии (апатия, гнев, радость). Суть этой разницы много столетий назад постиг Гиппократ: он открыл 4 вида темперамента и таким образом поделил человечество на группы.

Флегматики замкнуты и спокойны. Реакции у них долгие и медленные, речь — плавная, движения — основательные. Восстановить силы такие люди могут только наедине с собой.

Холерики беспокойные и открытые. Нервные импульсы толкают их на кипучую деятель­ность и яркие эмоциональные проявления. Энергичные, подвижные люди с активной мимикой и жестикуляцией.

Меланхолики замкнуты и беспокойны од­новременно. Интроверсия не позволяет им “выплескивать” эмоции, поэтому они часто чувствуют себя растерянными. Движения их обычно плавны, взгляд — печален, интонации — “убаюкивающие”.

Сангвиники спокойные, открытые, веселые и необидчивые. Они обожают шумные компании и “вянут» без общения.

Конечно же, “чистых” проявлений темперамен­та не существует в природе. Однако в каждом из нас превалируют черты того или иного типа.

Мама — холерик, ребенок — флегматик

“Что ты возишься!”, “Ты час шнуруешь один ботинок», — при­мерно так реагируют быстрые мамы на детей, у которых от природы более спокойный нрав. Когда малыша-флегматика торопят, он начинает нервничать и… становится еще более медли­тельным. А мама, разумеется, раздражается еще больше. Даже самые маленькие “флегмы” — весьма основательные ребята: они долго планируют свои действия, а потом выполняют их точно и тщательно. На самом деле, такой ребенок меньше других нужда­ется в родительском контроле.

РЕШЕНИЕ

Вас спасет тайминг! Засеките, сколько времени ухо­дит у ребенка на то или иное занятие. Если малышу нужно полча­са для того, чтобы собраться в садик, не торопите его, используй­те это время для своих личных нужд. В конце концов, можно про­сто спокойно попить кофе.

ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ

Холерики и флегматики одинаково любят прогулки. Для первых — это способ активно провести время, для вторых — возможность спокойно наслаждаться красотами природы. По такому же принципу этой паре подойдут музеи и выставки.

Мама — холерик, ребенок — меланхолик

Активная и общительная мама может просто не замечать пере­живаний “печального” малыша и таким образом обижать его. Энергичные холерики плохо чувствуют чужие границы, легко делятся сокровенным и требуют того же от других. «Ты что, влюбился?», “Что ты там рисуешь в своем блокноте, покажи!..» — эти фразы скрывающий свои чувства меланхолик воспринимает очень болезненно.

РЕШЕНИЕ

Возможность побыть наедине с собой такому малышу необходима, как воздух. Выделите ему пару “личных» часов в день: за это время он разберется со своими переживаниями, восстановит ре­сурс, разложит эмоции по полочкам и успокоится. Можно попробо­вать наладить с ним “эпистолярный” диалог. Хочется обсудить с ребенком проблему, а он избегает разговора? Предложите ему ответить на ваши вопросы письменно, а потом сами сделайте тоже самое.

ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ

У меланхоликов и холериков есть нечто об­щее — богатый эмоциональный мир. Поэтому творческие занятия будут интересны обоим. Можно, например, вместе рисовать: ребенок пусть работает над деталями, а вы закрашиваете поля и контуры.

Мама и ребенок, оба — холерики

Люди подобного склада известны своей вспыльчивостью. Результат взаимодей­ствия двух холериков предсказуем: спро­воцировать громкий скандал может абсо­лютно ничтожное событие. В этой паре и мама, и ребенок обладают уникальным свой­ством — они заражают своими эмоциями окружающих и при этом легко поддаются на чужие проявления чувств. Так, стоит маме чуть повысить голос, как ребенок тут же отве­чает ей вдвое эмоциональней.

РЕШЕНИЕ

Самый важный навык холери­ков — способность контролировать свои чув­ства. Для того чтобы этого добиться, их надо научиться распознавать. Договоритесь не выкрикивать обвинения, а сразу спокойно рас­сказывать о тех эмоциях, которые испытывае­те. Приучите ребенка (и себя) обозначать только свои ощущения, начиная со слова «я». Вместо «ты меня злишь!» говорите — «я испы­тываю гнев». Так вам будет гораздо проще на­учиться слышать и понимать друг друга.

ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ

Любые виды активно­сти придутся по вкусу: танцы, спорт, походы. А из домашних игр мы бы посоветовали этим двоим попробовать «Твистер».

Мама — меланхолик, ребенок — холерик

В этой паре один замкнут и пассивен, а другой — возбудим и деятелен. Благо­даря природной напористости, малыш-холерик может легко взять верх над мамой и практически стать ее “руководителем”. Он вечно тянет за руку—“пойдем, посмотрим, что там! ”, “давай проедем на троллейбусе еще остановку”, “нам надо срочно купить новый комикс”. Нередко у мамы попросту не хватает сил сопротивляться, и она начинает подстраиваться под более сильного в энергетическом плане ребенка.

РЕШЕНИЕ

Научите «детку» сбрасывать напряжение с помощью активных занятий — спорта или танцев. Купите скакалку: прыжки (как и бег) помогают холерикам успокоиться. А также постоянно направляйте его беше­ную энергию на благие цели. Хочет активно­стей? Пожалуйста! Пусть помогает вам в ра­боте по дому. Ему понравится!

ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ

В принципе, вам под­ходят все способы, в которых один может “созерцать”, а другой — совершать подвиги. Можно, например, отправиться в парк ат­тракционов и наблюдать за бесстрашно по­коряющим карусели малышом.

Мама — меланхолик, ребенок — сангвиник

Малыш живо интересуется миром, носится по квартире, как электровеник, и бесконечно задает вопросы. Мама, тем вре­менем, мечтает исключительно о тишине и покое. Восторги ребенка ее тревожат, энтузиазм — выматывает. В результате ма­лыш не получает нужной ему эмоциональной реакции.

РЕШЕНИЕ

Сангвинику необходима частая смена впечатлений, спокойная обстановка для него невыносима. Внесите в расписа­ние ребенка как можно больше кружков: на занятиях, помимо про­чего, он компенсирует недостаток общения с детьми. Кроме того, когда сангвиник чем-то увлечен, он становится тихим и сосредото­ченным. Научитесь заинтересовывать детку! Например, так: “А знаешь, почему у радуги 7 полос? Найди ответ в этой книжке!”

ДЕЛАЙТЕ ВМЕСТЕ

Настольная игра не потребует от мамы-меланхолика излишней активности, и в то же время поможет интересно провести время с маленьким сангвиником. Рисование, лепка, любые другие занятия и игры, в которых задействованы воображение и интеллект, понравятся вам обоим.